Видеонаблюдение в общеобразовательной организации

Система видеонаблюдения в образовательном учреждении является элементом общей системы безопасности, направлена на обеспечение безопасности организации образовательного процесса, поддержание дисциплины и порядка, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций и объективности расследования в случаях их возникновения, контроль качества выполняемой работы сотрудниками учреждения.

В образовательных учреждениях использование системы видеонаблюдения является обязательным. Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Вместе с тем, наличие системы видеонаблюдения в учреждении, порождает вопросы о ее использовании со стороны контролирующих (надзорных) органов, работников, родителей обучающихся.

Право работодателя вести видеонаблюдение за работниками не урегулировано трудовым законодательством. В судебной практике можно встретить немало исков, когда работники обращаются в суд с требованиями признать видеонаблюдение на рабочих местах незаконным и прекратить его, обосновывая это тем, что установка камер видеонаблюдения приводит к ухудшению условий трудового договора, нарушает их право на неприкосновенность частной жизни, а также право на обработку персональных данных только с их согласия. Также имеются случаи, когда родители обучающихся выступают против ведения видеонаблюдения в период образовательного процесса, а кто-то напротив настаивает на ее установке.

Имеет ли работодатель законное право на ведение видеонаблюдения за работниками и обучающимися?

Не ущемляется ли в процессе видеонаблюдения конституционное право каждого лица на неприкосновенность частной жизни?

Не нарушаются ли в процессе видеонаблюдения правила обработки персональных данных работников и обучающихся?

Какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить возможность правомерного использования видеонаблюдения в образовательном учреждении?

О вопросах отнесения фото- и видео — изображения к биометрическим персональным данным и особенностях их обработки дает разъяснение Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон «О персональных данных») к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.

Соответственно, в контексте Федерального закона «О персональных данных» отнесение сведений персонального характера к биометрическим персональным данным и их последующая обработка должны рассматриваться в рамках проводимых оператором мероприятий, направленных на установление личности конкретного лица, если иное не предусмотрено федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами.

Исходя из определения, установленного Федеральным законом «О персональных данных», к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта.

Таким образом, видеосъемка в публичных местах и на охраняемой территории до передачи ее для установления личности снятого человека, не является биометрическими персональными данными, обработка которых регулируется общими положениями Федерального закона «О персональных данных», поскольку не используются оператором (владельцем видеокамеры или лицом, организовавшим ее эксплуатацию) для установления личности. Однако если записанные видеоматериалы используются должностными лицами, органами в рамках проводимых мероприятий и целью их обработки является установление личности конкретного физического лица, то такие материалы являются биометрическими персональными данными, и должны обрабатываться в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».

Вместе с тем, посетители публичных мест должны заранее предупреждаться их администрацией о возможной фото-, видеосъемке соответствующими текстовыми и/или графическими предупреждениями. При соблюдении указанных условий согласие субъектов на проведение указанных мероприятии не требуется.

В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия его законных представителей (супруги, дети, родители). Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. (Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. К таким интересам, к примеру, относится информация, связанная с исполнением своих функций должностными лицами и общественными деятелями).

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

В судебной практике немало исков, когда работники обращаются в суд с требованиями признать видеонаблюдение на рабочих местах незаконным и прекратить его, обосновывая это тем, что установка камер видеонаблюдения приводит к ухудшению условий трудового договора, нарушает их право на неприкосновенность частной жизни, а также право на обработку персональных данных только с их согласия.

По мнению Роскомнадзора, при ведении видеонаблюдения в рабочих помещениях оператора с целью фиксации возможных действий противоправного характера согласно ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации работники должны быть уведомлены об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (введением видеонаблюдения), под роспись. Между тем судебная практика расходится с указанным мнением. При рассмотрении указанных дел суды отказывают в удовлетворении жалоб работников, и указывают среди прочего, что использование работодателем средств видео- и аудиофиксации не нарушает основных конституционных прав работников, поскольку видеозапись рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника и не используется для того, чтобы установить обстоятельства их частной жизни либо личную и семейную тайну.

Как следует из судебных актов, видеонаблюдение на работе может применяться только в обусловленных законодательством и правомерных целях. Кроме упомянутых выше, видеонаблюдение на рабочих местах, в производственных помещениях и на территории работодателя может применяться в таких целях, как эффективность производства, контроль и учет рабочего времени работников, рациональное использование работниками рабочего времени, повышение производительности труда.

Выводы:

1. Видеонаблюдение может осуществляться только для конкретных и заранее определенных целей. Эти цели должны быть обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами, локальными актами образовательного учреждения, устанавливающими правовые основания видеонаблюдения (видеосъемки).

2. Посетители и работники должны быть поставлены в известность о ведении видеонаблюдения;

3. Видеонаблюдение должно вестись открыто, в помещениях, где установлены видеокамеры, должны иметься соответствующие информационные таблички в зонах видимости видеокамер.

4. Использование средств видеонаблюдения не нарушает конституционных прав работников, обучающихся на неприкосновенность частной жизни и разглашение персональных данных, поскольку осуществляется в целях, связанных с трудовой деятельностью работников, обеспечением безопасности образовательного процесса.

5. Видеосъемка на территории и в помещениях учреждения не является биометрическими персональными данными, и не требует согласия работников, посетителей, родителей, обучающихся (до ее передачи или использования в целях установления личности снятого человека).

Рекомендации:

1. Если учреждение планирует установить на территории (в помещениях) систему видеонаблюдения либо таковая уже установлена, необходимо утвердить локальный акт — Положение об организации видеонаблюдения, в котором обязательно установить:

— цели ведения видеонаблюдения;

— порядок и сроки хранения видеозаписей;

— ответственных лиц, имеющих доступ к системе видеонаблюдения;

— порядок просмотра видеозаписей и передачи их третьим лицам.

2. Приказом установить место размещения видеокамер, места отображения процесса видеозаписи (в том числе при введении в эксплуатацию новых видеокамер).

3. Ознакомить с Положением об организации видеонаблюдения и приказом (приказами) о местах размещения видеокамер работников учреждения под роспись, родителей, обучающихся путем размещения на информационных стендах (стойках).

4. Разместить таблички в зонах видимости камер, информирующие как работников, так и посетителей о ведении в учреждении видеонаблюдения.

5. Несмотря на то что судебная практика и рекомендации Роскомнадзора расходятся относительно необходимости внесения изменений в условия трудового договора и дополнять его положением о ведении на рабочем месте видеонаблюдения, рекомендуем во избежание претензий со стороны контролирующих органов уведомить работников об изменении условий трудового договора за два месяца под роспись в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ, а при приеме на работу включать в трудовой договор право работодателя проводить видеосъемку в рабочих помещениях.

Также рекомендуем включить право образовательного учреждения проводить видеосъемку на территории и в помещениях в договоры на обучение (при заключении новых договоров).

Внимание! Включать в трудовой договор право работодателя проводить видеосъемку не нужно если видеонаблюдение установлено в местах общего пользования, не территории учреждения. Рекомендуется включить в трудовой договор право работодателя осуществлять видеонаблюдение только тех работников, у кого ведется видеонаблюдение на рабочем месте (группе, классе, кабинете и т.п.).

Пакет документов включает:

1.

Методическое руководство для руководителя (о системе видеонаблюдения в школе)

2.

Положение об организации видеонаблюдения в школе (локальный нормативный акт)

3.

Приказ руководителя о размещении камер видеонаблюдения

4.

Заявление о просмотре видеозаписи

5.

Обращение комиссии по проведению служебной проверки о просмотре видеозаписи

6.

Акт о просмотре видеозаписи

7.

Акт об уничтожении видеозаписи

8.

Приказ руководителя об организации индивидуального отбора при приеме либо переводе для профильного обучения

9.

Информационная табличка о видеонаблюдении

10.

Протокол представительного органа работников о рассмотрении Положения об организации видеонаблюдения в школе

11.

Протокол совета родителей о рассмотрении Положения об организации видеонаблюдения в школе

12.

Нормативные акты по теме

СТОИМОСТЬ: 5 000 РУБЛЕЙ

 

КУПИТЬ